Одним из важных условий реализации образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьёй: дети, воспитатели и родители – главные участники образовательного процесса. Задача коллектива – установить партнёрские отношения, объединить усилия для развития и образования детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать совместную деятельность в системе «детский сад – семья».
Как известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители. Это период - один из этапов жизненного цикла семьи, связанного с моментом, когда дети выходят во внешний мир. Он очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для родителей, готовых учиться лучше понимать своих детей. Перед родителями встают вопросы:
- Как подготовить ребёнка к школе?
- На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.
Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребёнка, для другого сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.
Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребёнка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.
Наша задача, как педагогов, предупредить родителей о возможных проблемах первоклассника. Для чего это нужно? Чтобы они имели представление, с чем можно столкнуться и как этого избежать.
В МБДОУ №21 апробирована форма взаимодействия с семьей «Школа родителей будущих первоклассников». Целью организованной работы является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Задачи
На первом занятии родителей знакомят с Законом об образовании, требованиям ФГОС к выпускнику детского сада, с основными видами готовности к школе: физической, психологической, интеллектуальной, социальной. На последующих занятиях педагоги дают практические рекомендации и задания родителям по организации занятий с ребенком в домашних условиях. Последнее занятие проводится совместно с детьми.
Деятельность школы осуществляется в соответствии в нормативно – правовыми документами—положением о Школе родителей будущих первоклассников и планом работы, который составляется на один учебный год и может корректироваться в соответствии с запросами родителей. В плане отражается тематика встреч, форма организации, сроки.
Участниками являются все желающие родители и другие члены семьи. Формы работы могут быть разными, выбор формы зависит от темы. Занятия проводятся в стенах детского сада 1 раз в квартал воспитателями и специалистами ДОУ. Мы стремимся, чтобы каждая встреча была интересна и полезна всем участникам.
Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности. Родители помимо теоретических знаний получают практические навыки.